Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия в день Отцов Семи Вселенских Соборов

Дорогие отцы, братья и сестры, в день сегодняшний, в воскресение после Вознесения Господня, мы слышим Евангелие, в котором повествуется о том, что Апостолы, когда уже восстали духом, причиной которому было Воскресение Иисуса Христа, готовились, в том числе и к жизни вещественной. Ведь после Воскресения Господа Его ученики непрестанно жили ощущением праздника, были исполнены духа.

И вот, ощутив голод, они пошли ловить рыбу. Ибо человек живет в делании, не бездействует. Ученики трудились всю ночь, но так ничего и не поймали.

Вдруг они увидели Господа, Которого сначала не узнали, но невольно стали прислушиваться к Явившемуся к ним. Иисус сказал: «Дети! Есть ли у вас какая пища?» Они отвечали Ему: «Нет.» Он же сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.» Ученики бросили невод и выловили множество рыб. Больших рыб: сто и пятьдесят, и три.

Итак, сегодня мы празднуем день Отцов Семи Вселенских Соборов. Мы знаем, что Вселенские Соборы осуществлялись тогда, когда в церкви возникали недопонимания. Знаем, что Господь сотворил Церковь, состоящую из разных поместных церквей. В те времена было пять основных митрополий: Римская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская и Византийская.

Вселенские Соборы всегда решали вопросы в области Богопознания и Богопочитания, благодаря собранию представителей всех митрополий (всей совокупности Поместных Церквей).

На первом Вселенском Соборе (IV-VI вв.) отстаивалась истина о том, что Господь – это не просто человек, Который уже потом соединился с Божеством, а то, что Он с момента самого зачатия был истинным Богом и истинным Человеком. Таким образом была отвергнута ересь арианства, где Иисуса Христа называли человеком, а Богородицу — Христородицей.

Но далее возникла другая ересь (VII в.), в которой доказывалось, что Иисус не столько человек, сколько – Бог. Божественная воля Спасителя здесь превозносилась настолько, что на ее фоне человеческая воля Христа утрачивалась. Таких еретиков называли монофелитами.

Заметьте, такие заблуждения в истории христианства возникали среди числа ревностных приверженцев веры, в том числе и у тех, которые боролись с предыдущим заблуждением. И тут вновь собралась Церковь, и как Мать уврачевала, успокоила, умирила и открыла истину о том, что Господь Иисус Христос истинный человек и истинный Бог. При этом естество Божественное и человеческое в Нем слитно и нераздельно.

Как так бывает? Нам оно неведомо. Но это истинно так, ибо любое другое мнение будет заблуждением, ведь иначе теряется смысл Божественного воплощения. Сын Божий оставил Свое Божественное и соединился с естеством человеческим, чтобы и мы с вами смогли оставить свое человеческое и соединиться с естеством Божественным.

На самом деле в том и состоит величие человека, которому дан великий дар, где он находится выше всего творения. Притом творения не только животного мира, но и ангельского. Поэтому Бог-Творец соединился с естеством не ангельским, а человеческим. Это означает, что человек является единственным Божьим творением, которое может соединяться с Божественным естеством, посредством своей: воли, рассуждения, желаний. Тогда, когда он соединяет свою волю с волей Божьей, когда ум свой и мудрость также соединяет с волей Божьей и когда желания свои соединяет с желаниями Божьими.

Человек имеет возможность ко всему этому, но не может делать это один, потому что он обоготворяется посредством Любви. А Любовь по своей сути всегда должна быть взаимна. Не может человек насильно совершить какие-либо формулы особенных молитв или действий, принудить Божественную Личность и помимо Его воли самостоятельно соединиться с Богом. Такое невозможно даже между человеком и другим человеком.

Даже если человека повести куда-то насильно или заставить его что-либо делать, то внешне он будет совершать требуемое, но сердцем, при этом, будет устраняться и удаляться, противиться тому, с чем не согласен.

С Богом тем более ничего невозможно без взаимного согласия. Поэтому религиозная жизнь – это общение человека с Богом. Святые Отцы такое общение уподобляют (делая снисхождение к человеческому несовершенному разуму), любви Жениха и Невесты. Они говорят, что каждая душа по природе христианка. И душа – Невеста Христова, призвана соединиться с Женихом Иисусом Христом. А в помощь здесь вступают: священники, Апостолы, Ангелы, Пророки… Ведь Сам Господь Иисус Христос пришел на землю и послужил этому. Он взыскал погибшие души.

Как же возможно это общение? В земной жизни невеста бывает одна, а в духовной жизни с Божественным Женихом человеческие души объединяются в некое мистическое тело, духовный богочеловеческий организм.

Господь сказал: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее». В свое время один философ говорил, что человеческая мудрость, душа, настолько верна, насколько приняла откровение от Бога. Человек может думать, что он в чем-то прав и радоваться какой-то мысли, но мысль от этого не станет более верной.

Поэтому Бог словно отстранился от Своего Божественного. Ведь когда Он родился, то Его хотели убить, но Он не воспользовался Своей духовной силой, чтобы защитить Себя. Только лишь человеческими силами Святое семейство удалялось от гонителей, голодало, терпело жизнь на чужбине.

В конце-концов Христа распяли и над распятым издевались. Вспомним, как Апостол Петр выхватил меч и урезал ухо рабу первосвященника, имя которому Малх. Видимо он хотел ударить по голове, но раб уклонился. Что на это сказал Господь? Он сказал: «Положи меч твой в ножны твои! Ибо взявший в руки меч от меча и погибнет. Неужели ты не веришь, что Я только попрошу у Отца Небесного и Он пошлет легион Ангелов?» Заметьте, не бойца по плоти, а Ангелов, которые без труда могут и Землю сдвинуть, если Бог только благословит.

Итак, Господь не пользовался своей Божественной силой, ведь человеческое естество было самодостаточно для Божественного в течение всей Его земной жизни. И это тайна, в которой нет ничего особенного и которая открыта нам в Евангелии. Для нас же она — словно за семью печатями.

Человеку зачастую хочется вылезти «из кожи вон» или возыметь особый дух прорицательности, приобрести сверхчеловеческие силы… Мы хотим освободиться от «тяготящего» нас человеческого естества. Но ведь Бог, соединившийся с этим естеством им не тяготился. Да, Он голодал, страдал и говорил в тягости: «Отче, для чего Ты Меня оставил?» Но Он не чуждался человеческих: боли, голода, утомления и немощи. Следовательно все это не отдаляет нас от Божьего пути.

Поэтому когда мы говорили о Вознесении Господнем: «Раз Господь вознесся, то значит и мы должны возноситься от земли», — то не имели в виду, что нам надо забраться на березу или оторваться выше в вещественном пространстве.

Земля – образ мира. А мир – это похоть: плоти, очес и гордости житейской. Потому мы должны удаляться от: эгоизма, эгоцентризма или от корня всех страстей: самолюбия, саможаления, самооправдания.

Вследствие этого все дела в церкви называются послушанием. Дело без послушания или благословения есть грех. И это есть образ жительства: для семьи, для профессиональной деятельности, воинского служения, для учения. Многое зависит от таланта человека, но мы знаем, что талант имеет только один процент успеха, а 99 % — это наш собственный труд. Только с помощью труда и на основе таланта мы сможем вырастить древо, а потом и плоды добродетелей.

Сегодня в Евангелии мы слышим, что Апостолы собрались ловить рыбу. И они трудились, не ленились, были, можно сказать, профессионалами по рыбалке. Всю ночь они трудничали и не имели ничего. Но Господь не забыл их. Он явился и сказал: «Бросьте сети в правую сторону от лодки», — и ученики бросили, и выловили.

Сегодня мы вспоминаем день Семи Вселенских Соборов. Сказано: «Где двое или трое собираются вместе, то там Господь посреди нас.» Но это не означает, что всякое сборище людей само по себе будет приносить плоды. Вспомните, как иудеи собрались и кричали все: «Распни Его!», — хотя перед этим те же иудеи восклицали: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!»

Итак, множество людей народом делает не их количество, а то, когда они ищут и жаждут воли Божьей. Когда эти люди не своей, а Божьей воли ищут, и тогда Господь вразумляет. Поэтому на Семи Вселенских Соборах Святые Отцы определили нам правила. А так как эти правила были не от человеческого ума, а от Святого Духа, то они актуальны и до сегодняшнего дня, являясь светильниками.

Конечно мы не применяем эти правила механически. Как уже было сказано, есть одно из правил Вселенского Собора, заповедь о том, что если человек без уважительной причины пропустил три воскресенья и не пришел в храм на службу, то он отлучается от церкви.

Стоящие здесь не первое воскресенье находятся в церкви. И разве кто-нибудь слышал, чтобы священник сказал: «Анафема такому-то прихожанину!»?

Три недели – и уже нарушена одна из десяти заповедей, подобных: не убей, не укради… Это сопоставимо с тем, что убил трех человек, что прелюбодействовал, что отца и мать не почтил трижды.

Эта заповедь для нас ориентир и светильник. Возжигая сие правило Вселенского Собора мы лучше видим, что это значит для души (три воскресенья посвятить Богу). Не имею в виду здесь только хождение в церковь, ведь выйдя из нее мы тоже должны себя Богу посвящать, так как сказано: «Шесть дней работай, а седьмой посвяти Богу».

Итак, Свет Христов освещает всех и подобно этому мы должны хранить православную веру. Должны дорожить Церковью. Кому Она не мать, тому Бог не Отец.

И тщетны мудрецы, умники и безумники, которые восстают против Церкви. Если они видят какого-либо согрешившего человека или совершивших ошибку членов церкви, священнослужителей, то сразу говорят, что таких нужно отчуждать от церкви. Но ведь грех члена церкви – это его грех против церкви, а не грех всей Церкви. От того, что мать жалеет и заботится о самом непутевом ребенке, то разве теперь грех одного из членов семьи сразу переносится на всю семью? Да, это повод для того, чтобы вся семья болезновала и переживала за этого своего согрешившего. Так и Церковь – не торопится предавать анафеме тех, кто не посвящает седьмой день Богу. А также не предавать анафеме тех, кто блудит, убивает, но идет в церковь в тюрьмах, где священнослужители приводят их к покаянию.

Так княгиня Елизавета Федоровна, преподобномученица, когда ее супруга Сергея Александровича, московского князя, революционер Каляев взорвал бомбой, от чего тело убитого разлетелось на кусочки, она собрала все останки и похоронила. На сороковой день она пошла в тюрьму, чтобы уговорить этого Каляева о покаянии, для его спасения.

Мы слышим сегодня, что Господь увидел тщетные труды Апостолов и явился к ним, сказав: «Бросьте сети в правую сторону от лодки и выловите множество рыб.» Он дал им рыбу и хлеб.

Так и нас с вами питает Господь пищей духовной, словесной и телесной, и всем тем, что потребно нам для: тела, души и духа. Так то поблагодарим Бога сегодня, ныне и во веки. Аминь