Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия в день святителя Николая Чудотворца.

День святителя Николая Чудотворца был и есть очень почитаем по всей Руси, в России, а особенно, в Сибири. Мы знаем, что столица сибирского ханства Сибирь была взята в день Дмитрия Солунского. Но прежде чем нашему войску дойти до этих мест, даже в сердцах самых мужественных воинов Ермака и их совета были сомнения. Но святитель Николай Чудотворец сам явился дружине, укрепил и утвердил в ней мужество.

На территории Сибири было построено много церквей. Наиболее известна из них церковь, сооруженная казаками дружины Ермака – в честь святителя Николая Чудотворца. Первый монастырь в Сибири, где в свое время молился Симеон Верхотурский, тоже был освящен в честь Николая Чудотворца. Мы также часто говорим, что только лишь в Омской области до революции было семьдесят шесть церквей и девять приделов в честь святителя Николая.

Это не случайно. И если спросить у вас, то многие расскажут один, а то и два случая, которые произошли или свидетелями которых вы являлись о том, как человек молился святителю Николаю и получил помощь и чудесное исцеление. Но мы должны задумываться не о том, чтобы иметь телесное исцеление, земное благополучие, которое мы, конечно же, просим. Господь дает нам это по милости Своей, и святитель Николай славится в том, что дает земное благополучие. Ведь человек, получив от Бога земное, обращался к Источнику блага, обращался к Богу.

И сегодня мы слышим слова Евангелия: «Поминайте наставников ваших». На самом деле, когда нас учат, то мы обретаем знания. Но всегда, даже среди обычных людей, есть тот, кто знает больше кого-то из нас. Поэтому момент наставничества очень важен во всяком деле, а уж тем более, в жизни духовной, невидимой. И мы должны стать Небесными человеками и земными Ангелами. «Не имеем здесь града пребывающего, но взыскуем грядущего.»

Дух, как ветер, веет везде, и Его голос слышен: откуда приходит и куда уходит… Так и всякий – должен быть рожден от Духа, уметь слышать Его.

Кто так умеет? Кто может это осознать или осмыслить?

От неумения понимать даже апостолы от семидесяти разошлись, так как не могли понять слово Господне, когда Он сказал: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, тот будет во Мне и Я в нем». Апостолы думали: «Как можно это слушать? Как можно есть Проповедующего?» Выходит, что они читали писание Ветхого Завета, но не постигали его духовную составляющую. Потому что Сын Божий – истинный Бог и истинный человек.

Итак: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их и житию». В этом подражании нам должно сообразовываться со Святыми и очищать в себе образ Божий, образ, Который Святые наиболее проявили через себя и уподобились Богу.

Если быть внимательными, то, прославляя Святых или удивляясь их благодетели, мы должны ясно понимать, что в Них все доброе проявляет Господь. Мы знаем, что жизнь души – это память о Боге. Наши собственные мысли, даже если не пагубны, то не спасительны, так как не соединяют нас с Богом. Мысли бесовские пагубны, а мысли Божьи – спасительны. И Святые говорили не от себя, а от Бога и делали не то, что хотели, но что хотел Бог.

Поэтому если грешник осуждается, то только потому, что творил не Божью волю, а свою или бесовскую, или исполнял мирской обычай. Соответственно, если мы хвалим Святого, а он принял Божий помысел и исполнил внушенную Богом мысль, то значит в делах Святых, которыми мы восхищаемся, прославляется Сам Бог, Который, в этот момент, как-бы обнажается и становится видим. И мы можем прикоснуться к Божественному откровению.

Мы начинаем видеть Бога. Помните, как перед страданиями  Господа Иисуса Христа, к Нему обращался Филипп: «Господи, покажи нам Отца и этого будет довольно для нас». И Христос ответил: «Как ты просишь показать Отца? Разве те дела, которые Я творю – творю их от Себя? Разве не Господь через Меня творит? И разве не Отец Небесный через Меня говорит и делает? Видевший Меня – видел Отца».

Видим ли мы с вами, что ученики смотрели на Христа, сына Божьего, как на человека? Они понимали, как нужно правильно смотреть: на дела, слова, мысли, на то, к чему Он стремится и куда ведет. Это и есть – откровение Божье. И для этого Господь воплотился, соединившись с естеством человеческим.

А мы с вами не имеем нужды соединяться с естеством человеческим, так как уже люди. Наше дело – соединяться с волей Божьей. И когда у наших близких что-либо получается по Божьей воле, то мы вместе: сорадуемся, соблаженствуем. Соблаженствуем: с нищими духом, с миротворцами, с жаждущими и алчущими правды. Мы радуемся, когда малые дети проявляют сознательность и поступают по любви, по Евангельски, как возвещает им через совесть Ангел-Хранитель.

Итак, Жития Святых – это не просто какое-то историческое описание, (хотя Святые были историческими личностями), а это невидимое Божественное откровение. В свое время говорилось: «Слово – орудие века сего, а молчание – Таинство Будущего Века.»

Молчаливые люди очень часто хранят в себе некую силу: физическую, интеллектуальную, духовную. Люди же, которые не могут сдержать слово, не смогут держать самого себя и нас с вами не смогут управить на добрые дела.

Итак: «Поминайте наставников ваших». Покоряйтесь, так как сказано: «Смотрите, ибо бдят о душах ваших… И смотрите, чтобы они делали это не с воздыханием, ибо это вам не полезно.»

И поэтому – кто из нас тот наставник, который направляет в Царствие Небесное? Даже среди тех, кто рядом с нами мы мало видим добрых людей. А они есть. Мы не можем их познать, потому что они слишком просты. Нам хочется от них, чтобы, как требовали иудеи, они являли чудеса с неба, какие-то сверхъестественные дары, ораторство или дела в виде: голодания, стояния, подвигов… И все это важно, ведь Святые это делали. Но главное было в том, что не изъяснишь словами и что незаметно для человека, смотрящим оком не духовным, а вещественным.

Итак, сегодня мы почитаем, хвалим и благодарим святителя Николая Чудотворца. В народе говорят: «Егда кто Николая любит, егда кто Николаю служит, тому Святый Николай на всяк час помогает». Вы знаете его житие и славу.

Вчера мы были в с. Самсоново. Надо сказать, что у нас в Сибири было три чудотворных иконы святителя Николая, к которым собирались со всех окрестностей и даже из центральной России. Одна была в Тюмени, другая в Томске, а третья, близ града Тара, в селе Самсоново. И этой Самсоновской иконе, образ которой, святителя Николая с мечом в одной руке и градом в другой, мы в нашем храме молимся.

Известно, что чудотворная икона святителя Николая была в Усть-Ишиме. Образ был признан Императором чудотворным, так как церковь сгорела, а икона осталась. Раньше на территории Усть-Ишима русские казаки жили только в остроге, а само селение было татарское. И когда построили нынешнюю каменную церковь, то собралось около 5-6 тысяч человек в зимнее время. Где они могли разместиться, ведь тогда не было ни гостиниц, ни общежитий? Как они вообще могли собраться? И ведь это свидетельство уже не столь далеких времен.

Но они собрались, радуясь явлению чудотворной иконы, которая и в огне не сгорела, и была помощницей во всяком деле. Но ее не успели прославить на всю Россию, так как грянула революция. Тем не менее сохранилась переписка с синодом, где было высказано мнение Императора по поводу этого события. Также сохранилась традиционная книжечка с описанием чудес от этой иконы, которую мы, в свое время, выпускали небольшим тиражом.

Сегодня мы прославляем святителя Николая Чудотворца. Известно, что будучи юношей он осиротел. Все мы с вами помним, что на Рождество мы дарим подарки. Но не все помним, что этот обычай был принят благодаря добродетелям святителя Николая, который трем девушкам из одной семьи бросал мешки с золотом. Притом многие рисуют его седовласым стариком, но в то время он был восемнадцатилетним юношей.

Узнав о том, что в соседствующей семье случилось разорение и отец девушек хочет отдать их на блудилище, чтобы им хоть как-то выжить, святой Николай бросил ночью мешочек с золотом к их дому. Отец семейства не потратил эти найденные деньги за зря. Он выдал замуж старшую дочь, чтобы сохранить ее целой.

Увидев это, в другой момент, Николай снова бросил мешок с золотом. И снова отец выдал вторую дочь замуж. Но теперь, прежде третьего мешка, отец стал караулить своего благодетеля и потом только узнал, что это был юноша Николай, живший по-соседству.

Нам особенно известен переходный возраст, когда человек начинает жить и ему кажется, что если у него будут деньги, то все будет у его ног. Но именно в это время святитель Николай отказался от своего имения и начал делиться с теми, у кого горе.

Мы также знаем, что святитель Николай Чудотворец жаждал монашеской жизни и даже хотел уйти в монастырь. Но ему было откровение идти в город Мира Ликийской области. Он не знал, зачем это нужно и почему. Дело в том, что в это время там не было архиерея и поэтому старец отправил Николая в указанный город. Старцу же было откровение, что кто первый из Николаев войдет в храм, тот и есть избранник Божий. А святитель Николай имел обычай приходить в храм первым. Таким образом он и стал архиереем, и вместо монашеского служения он стал служить людям.

Порой нам бывает невдомек, как можно сохранять покой, мир и молитву, когда есть люди, которые докучают, стесняют нас. Но Святые открывают нам ответ. Как говорили Оптинские старцы: «Мы всех братьев считаем Ангелами, а мирян, приходящих в монастырь, Святыми».

Порой мы говорим: «Я самый грешный на земле человек». Это легко сказать. Но если ты самый грешный человек, то тогда выходит, что рядом с тобой стоящий превосходит тебя во многом. И, как правило, человеку с лучшим относительно себя, чувствуется хорошо. Поэтому и важно нам иметь делание, которое привлекает нас к любви, а не к унынию и отчаянию.

Но бывает человек говорит: «Я самый грешный на земле», — а кто-то даже и осознает это, но при этом отчаивается в отчаянии и гордости, уязвляясь еще больше и в итоге – досаждает окружающим.

Итак, мы видим, как проявляет Себя Господь всем Святым. И мы призваны к тому, чтобы изучать Святое Писание для общения с Богом. Не только удаленно, ибо Бог открывает Себя тем, кто Его ищет. Потому и говорится: «Ищите и найдете, стучите и отворят вам».

Так благословит нас Господь за молитвы святителя Николая Чудотворца. Приближайтесь к Богу, хвалите, имейте к Нему благодарность, хваля Святых. Благодарите Бога, благодаря людей, которые нам делают что-либо доброе. Благодарите Бога за то, что Он пришел для того, чтобы пострадать нашего ради спасения. Чтобы мы с вами были наследниками Царствия Небесного в будущем веке. А в этом веке имели радость не земную, а Небесную, ради которой нас сотворил Господь, Которому слава и держава. Во веки веков. Аминь.