Уроки колокольного звона в Светлую седьмицу

В пятницу, 24 апреля в день иконы Божией Матери «Живоносный источник», по благословению Епископа Тарского и Тюкалинского Савватия, после Литургии на Подворье звонарь омского Крестовоздвиженского собора города Омска Сергей Беляков проводил мастер-класс по искусству колокольного звона. На обучение прибыли звонари большереченского храма Успения Пресвятой Богородицы, Тамбовского монастыря и саргатские. На колокольне Свято-Никольского храма семь колоколов разного веса, разного звучания.

Колокольный звон называют музыкой Бога, молитвою без слов. В нем есть тайна. Бывает, что один удар в благовест переворачивает душу человека. Сергей признается, что и сам испытал потрясение, когда проходил однажды с приятелем неподалеку от Крестовоздвиженского собора в Омске. Над городом торжественно плыли звуки. «Никогда не спрашивай, по кому звучит колокол. Он всегда звучит по тебе», — вспомнил вычитанную фразу его друг. Было это 40 лет назад. Это и было то зерно, считает Сергей, которое привело его к православной вере, а потом и на колокольню омского Успенского кафедрального собора, где он получал свои первые уроки звонарского дела.

— Меня часто спрашивают, нужно ли иметь музыкальное образование, чтобы звонить в колокола. Совсем необязательно (У Сергея Юрьевича – профессиональное музыкальное образование, он много лет играл в разных оркестрах, в том числе, в Омском симфоническим). Главное — умение считать до четырех, — звонарь говорил это на полном серьезе. — Вот вы улыбнетесь: мол, даже малые дети это умеют, а между тем это очень непросто — вести отсчет, нажимая педаль, она соединена с языком благовеста, левой рукой управляя подзвонными колоколами, правой — зазвонными. Все движения выполняются на четыре счета. Колокольный звон обличен в четкую форму — музыкальный квадрат.

У слушателей, собравшихся на мастер-класс, не получалось с первого раза вписаться в этот «квадрат». Не вышло и у звонарей большереченской церкви. Дополнительная трудность в том, что саргатская колокольня не обустроена, как положено: слишком низок помост, на котором стоят звонари, нет «дирижерского» пульта, с которого приводятся в действие все колокола, язык благовеста управляется не педалью, а вручную.

— Вот так, с наскока, и не должно получиться, — подбадривал собравшихся мастер. – Я отдал этому три года своей жизни, считал себя крутым звонарем. А когда побывал на фестивалях колокольного звона, то понял, что ничего не умею… И снова стал учиться. Главное — желание. А хороших звонарей в омских храмах катастрофически не хватает.

Самым въедливым учеником на мастер-классе был настоятель Свято-Никольского монастыря — игумен Серафим. И больше всех радовался, когда все колокола сливались в единую мелодию.

Мы предлагали Владыке провести этот урок позже, когда закончатся карантинные мероприятия, связанные с пандемией коронавируса: можно было бы больше людей собрать на колокольню. Владыка принял решение: Пусть малым числом но прославить Пасху!